fatheralexander

Categories:

СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА. ИСТИННОЕ ПРИЗВАНИЕ

«Пятидесятницу празднуим и Духа пришествие», — так поет Церковь, начиная  праздник Пятидесятницы, который приходит каждый год спустя пятьдесят дней по Пасхе.  В этот праздник вспоминает она и, вспоминая, снова во всей силе переживает то, о чем рассказывает книга Деяний апостолов. А в ней говорится следующее: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.  И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились  все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать /.../ И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих  и на рабынь Моих в те дни излию  от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь, огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит  день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется»             (Деян. 2:1-4, 12-21).

Вот рассказ Деяний апостолов. Какие странные слова! Что значили они тогда, что значат теперь, когда праздник Пятидесятницы, этот «день Господень, великий и славный», празднуется уже две тысячи лет? 

«Ветер», «дух», «огонь», — вот, произносим мы эти слова и чувствуем, что указывают они на какую-то глубочайшую перемену, на начало чего-то нежданного. Вот было нестерпимо душно, но внезапно подул сильный ветер и разогнал эту духоту, и полной грудью вдыхаем мы обновленный воздух.  Вот закисла и в стоячее болото превратилась сама наша жизнь, и закрыт наглухо  ее горизонт, и так тосклива она и безотрадна, но врывается в нее свет любви, обещание свободы, огонь творчества — и все обновилось.

Пусть это всего лишь немощные человеческие слова. Но, быть может, они хотя бы намекают на то, что составляет сердце христианства, — на веру в пришествие Духа, в одухотворение жизни, в победу над всяким рабством, всякой инерцией и ограниченностью. Об этом пришествии Духа учил, его предвозвещал Христос. Он говорил, что придет Утешитель и что цель человеческой жизни — принять Его. И с тех пор, с того таинственного «третьего часа» все лучшее, все подлинное в христианстве  жило верой в Духа Святого, опытом Его пришествия, опытом неизреченного, света и радости исполненного общения с Ним. И эту веру, этот опыт празднует Церковь в великий и славный день Пятидесятницы. 

Но почему Пятидесятницы? В чем смысл этих пятидесяти дней? От седой древности  земное время связывалось человеком с числом семь, которое стало символом нашего мира, ограниченного пространством и временем, законами природы и причинно-следственными связями. И сколько бы ни было этого времени за нами и впереди нас, мы всегда в плену у него. И даже помножив семь на семь, невозможно выйти за пределы нашего ограниченного мира. Число же пятьдесят — сорок девять плюс единица — означало в древней символике то, что выходит за пределы вечной семерки, то, что преодолевает и обновляет мир, без остатка ей подчиненный. В нашем земном опыте нет первого, новое время начинающего дня, но в духовном опыте он есть. Духом мы преодолеваем эту ограниченность, освобождаемся от нее и, оставаясь во времени и пространстве, перестаем быть их рабами. 

И все это прямо обратно тому, что утверждает о человеке казенная материалистическая идеология, ибо для этой последней цель всего — подчиниться безличным законам природы, раствориться во времени, исчезнуть в пространстве. Но в день Пятидесятницы дается нам опытно, непосредственно ощутить  другое свое призвание — победить всякое рабство, осознать себя навеки свободным. Духом и для Духа  создан человек, хотя и забывает он о Духе, отдаваясь в рабство материи. И вот наступает опять праздник победы Духа над всем, что обезличивает человека.  Праздник свободы — ибо свободен один только Дух, материя же знает лишь рабство.  Праздник радости — ибо она возможна только в Духе, а не в безличных «законах природы». Праздник света — ибо только в Духе светит миру вечная жизнь. Праздник человека — ибо только принимая Духа Святого и в себе самом открывая дух,  становится человек подлинным человеком. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic