fatheralexander

Category:

СВЯТАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА. ЖАЖДА ДУХА

«Пятидесятницу празднуим, и Духа пришествие», — этими радостными словами начинается торжественная служба дня Пятидесятницы, празднуемого, как указывает само название его, через пятьдесят дней после Пасхи. Что же празднуется в этот день? О каком пришествии, о каком Духе говорит это песнопение?

Обратимся к повествованию книги Деяний апостолов — одного из древнейших памятников христианской  письменности. Во второй главе ее сообщается, что, когда наступил день Пятидесятницы, все ученики Христа «были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.  В Иерусалиме же находились иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.  Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?  Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились... слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая,  говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно,  и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратиться во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян. 2:1-8, 11-21).

Вот рассказ Деяний, из которого ясно следует, что в памяти Церкви история христианства началась с пришествия Духа Святого. С Духа Святого начинается библейский рассказ о творении: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт.1:1-2). И весь Ветхий Завет, вся многовековая история встреч человека с Богом, измен, падений и восстаний, сплошь пронизан тоской по Духу, ожиданием, жаждой Его пришествия. 

И, наконец, Христос говорит о Духе Утешителе, Которого Он пошлет и Который наставит учеников Его на всякую истину. Христос говорит, что цель нашей жизни — рождение от Духа, Который «дышит, где хочет, и не знаем, откуда приходит и куда уходит» (ср.: Ин. 3:8). Все христианство, таким образом, — это моление о Духе, вера в Духа, радость о Духе.  Все христианство — это мольба: «Прииде и вселися в нас, и очисти нас...» По-древнееврейски понятия «дух» и «ветер» выражаются одним словом — «руах». Как буря очищает и обновляет воздух, как дыхание животворит  все причастное жизни, так Дух Божий есть последнее, завершительное явление Божественной жизни, то обновление и очищение, о котором тоскует, которого ожидает все в мире. 

Слышим ли мы, понимаем ли еще эти слова: «духовный», «одухотворенный»? Как поразительно и как печально это повсеместное теперь восстание против Духа, эта тяга к одному вещественному, материальному. Как случилось, что человек перестал жаждать Духа и вместо Него жаждет лишь того, что можно потрогать, взвесить, измерить? И вот является угодливая идеология, в основе которой — отрицание Духа и прямая ненависть к Нему. Порой кажется, что страшное восстание против Духа захлестывает весь мир.

Но неужели правда, что не дух, а материя определяет судьбу человека? Неужели в определении того, что есть сущность жизни, ошиблись и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и Пушкин, и Достоевский — все, кроме автора «Капитала» и партийных вождей? Конечно, нет! И в день Пятидесятницы, в этот «последний и великий день», как называет его церковная молитва, празднуем мы примат Духа над материей, празднуем торжество духовного начала в человечестве. 

И когда за всенощной этого праздника впервые за пятьдесят дней по Пасхе звучит молитва: «Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который всюду и все наполняет Собою, Сокровищница благ и Податель жизни! Приди и вселись в нас и очисти нас от всякой скверны, и спаси, Благой, души наши», то кажется, что словно после долгой засухи, после изнуряющего зноя хлынул дождь и повеял ветер. 

Не может человек отказаться о Духа. И в наши дни, когда принуждают его к такому отказу, лишь усиливается жажда Духа, без которого все в мире есть тьма и бессмыслица, мрак и медленное умирание. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic