fatheralexander

Categories:

НЕДЕЛЯ ВСЕХ СВЯТЫХ. В ПАМЯТЬ ОБ ИНОМ ЗАМЫСЛЕ

Человек не может жить без праздника. И это видно прежде всего из того, что главным методом борьбы с праздниками религиозными было изобретение новых, не религиозных — «дня труда», «женского дня», «дня вооруженных сил» и так далее. Ибо человек устроен так, что не удовлетворяется одними буднями, и праздник для него — не только физически необходимый перерыв в работе, не только отдых, но еще и прикосновение к иному порядку вещей, к чему-то радостному и исключительному.

Праздник — это прорыв к таинственной радости, скрытой от нас обычно бешеными темпами повседневной жизни, но столь же необходимой нам, как пища и питье. Да, «не  хлебом единым» (ср.: Мф. 4:4) жив человек. И потому на неудачу обречены все попытки свести его лишь к хлебу, к злосчастной формуле: «Человек есть то, что он ест». 

Каждый день церковного года посвящен памяти одного или нескольких святых, каждый день несет радость некой духовной встречи, каждый день имеет, можно сказать, свой человеческий лик. То, что неверующий воспринимает как вереницу одинаково безликих дней, для верующего есть всякий раз особая встреча, особое переживание. В Церкви все время и каждый его отрезок полны воспоминаний, и воспоминания эти связаны не с отвлеченными символами — женщиной вообще, трудом вообще и тому подобное, а с живыми людьми — такими же, как я, как все мы, но нашедшими в себе силы сделать свою жизнь борьбой за высоту, чистоту и духовность, превратить ее в непрестанное общение с Богом. 

Каждая память святых — от древних пророков, живших тысячелетия назад, великих своим одиноким мужеством, дерзавших идти наперекор властям и толпе, до почти современных нам подвижников духа (таких, как Серафим Саровский, чей светлый образ и поныне с нами). Это всегда не только новая встреча, но и новое ободрение для христиан наших дней. Словно это «облако свидетелей» (Евр.12:1), как называет их апостол Павел, обращается к каждому из нас с вопросом: «Чем и для чего ты живешь? В чем твоя радость, твой праздник?».

Святые — это образец и источник вдохновения, друзья и помощники в трудном подвиге одухотворения жизни, помогающем нам обрести подлинную свою сущность. И потому нигде не раскрывается с такой очевидностью смысл духовной борьбы в мире, как на примере святых, ибо это, в первую очередь, борьба двух замыслов, двух пониманий человека. 

Сторонники одного из них понимают человека как существо всецело практическое, погруженное в обустройство внешней, материальной стороны жизни. Этим замыслом обязывают жить современного человека, к которому обращен лишь один призыв, вернее приказ: «Включись в общую работу и брось праздные мечты!». Святые же воочию являют нам противоположный замысел, запечатленный в самом Евангелии: «Какая польза человеку, — спрашивает Христос, — если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26). И в самом деле: какая польза от полетов на Луну, грохота машин и торжества техники, если в душах людей все та же узость и тьма, если в мире все так же царят ненависть и злоба, а главное — если нет подлинного праздника с его таинственной радостью? 

«Зачем нужны святые? — спрашивает деловой человек наших дней. — Какая польза от них миру?» Однако мир и поныне подспудно живет памятью о святых и только их, быть может, по-настоящему помнит. Все проходит, все забывается, и то, что гремит сегодня, завтра отправляется на свалку. Но добро, свет и сила добра живут. И человек, умноживший добро в мире, не забывается, свет его жизни сияет и другим людям. И как верны оказываются слова одного христианского писателя: «Есть только одна печаль — не быть святым!». Напомнить об этом — вот в чем смысл Дня Всех святых. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic