fatheralexander

Categories:

ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ: СКВОЗЬ МУТНУЮ ЛАВИНУ

Мутной лавиной захлестывает нас юбилейная шумиха: достижения, успехи, взлеты и полеты — все к лучшему в этом лучшем из миров, да еще в стране, в обществе, построенных по последнему слову окончательной «истины»! Об одном только не говорится в этом потоке ликования и самовосхваления — о странной судьбе веры и религии.

Я говорю «странной», а мог бы сказать «страшной». Ведь вот пятьдесят лет уже, как религия провозглашена ненужной, отжившей, вредной. Пятьдесят лет, как вся жизнь пронизана сверху донизу ее отрицанием, высмеиванием, разоблачением, преследованием. И вот пятьдесят лет, как она, религия, несмотря на это, живет. «Блаженны алчущие и жаждущие правды» (Мф. 5:6), — сказал Христос в Евангелии. И можно утверждать, что этот голод, эта жажда оказались неистребимыми. Если бы сейчас, сегодня, накануне юбилея сосчитать, сколько людей верит еще по-настоящему в официальную идеологию и сколько живет жаждой и голодом чего-то другого, высшего, не сводимого к одной земле, к ее экономическим законам и тому подобное — юбилейная риторика должна была бы прекратиться. И смениться вопросом: не было ли трагической ошибкой то понимание человека, то учение о нем, на котором пытались строить все эти пятьдесят лет и которое приказано было считать самоочевидной истиной, не требующей никаких доказательств? Ибо, по существу, именно ведь об этом идет речь — о природе человека, о том, что в последнем и решающем счете ему нужно, чем он живет, в чем его подлинная жизнь. 

Но стоит задать этот вопрос, и становится ясно, что на глубинном уровне казенная идеология, объясняющая человека по принципам «диалектического материализма», потерпела полное крушение. Она держится внешней силой, и только. А то, что держится внешней силой, не имеет силы внутренней и рано или поздно должно исчезнуть. С религией произошло обратное. Могло казаться и веками действительно казалось, что и она держится только силой, внешней поддержкой, принуждением. И вся диалектика материализма была целиком построена на этой предпосылке: стоит лишить религию поддержки извне, и она рухнет.

И вот лишили. И не только лишили, но и окружили высоким забором лжи и клеветы, пропаганды и гонений, сделали почти невидимой, загнали на задворки жизни, лишили всех возможностей самозащиты — рассуждая по-человечески, сделали жизнь ее невозможной. Вот простой пример: уже пятьдесят лет как нельзя купить свободно Евангелие, то есть просто узнать о Христе. Но казавшееся невозможным, обреченное по всем законам логики и вероятности на смерть, оказалось живым и возможным. И из всех итогов предстоящего юбилея этот итог — самый интересный и самый важный, ибо он заключает в себе вопрос, на который рано или поздно нужно будет дать ответ. И вопрос этот — не о случайном и преходящем, а, повторяю, о самой сущности человека, о конечных мотивах его жизни.

Но может быть, нам скажут, что все это неправда, что самой конституцией религии обеспечена свобода и, следовательно, если религия оказалась вытеснена на задворки жизни, то это в силу как раз ее внутренней слабости, ненужности и устарелости. Так думают многие, далеко отстоящие от веры и которым кажется, что все тут благополучно: никто никому, дескать, не мешает верить. Да и само духовенство печатно и устно подтверждает это. Но ведь в юбилейные дни, то есть в дни подведения итогов, каждому честному человеку следовало бы проверить и все время проверять это внешнее впечатление, следовало бы вслушаться в тот приглушенный стон, который стелется буквально по всей нашей земле.  

Вот недавно двум молодым священникам в Москве было запрещено служить (в 1965 году священники Глеб Якунин (р. 1934) и Николай Эшлиман (1929-1985) обратились к Патриарху Алексию I с открытым письмом о положении Церкви в СССР, после чего были запрещены в служении). И они были, так сказать, «церковно ликвидированы» по указке свыше как раз за то, что они просто сослались на конституцию и потребовали для религии той свободы, которую она якобы гарантирует.  Казалось бы, что может быть законнее и невиннее, чем ссылка на закон? Но она оказалась преступлением. 

И случай этот не единичный. Конституция конституцией, но есть страшное администрирование религии по телефону и устно. Есть, если сказать всю правду, и только правду, открытое гонение на веру. Лет десять тому назад Московская Патриархия, вступая во Всемирный совет церквей в Женеве (Русская Православная Церковь вступила в ВСЦ в 1961 году), заявила, что на территории Советского Союза двадцать две тысячи православных церквей. Но несколько месяцев тому назад в официальном «Спутнике агитатора и пропагандиста» их указано всего семь тысяч. Вот простой факт. И его замолчать нельзя. На пятидесятом году режима есть фасад религиозной псевдосвободы, есть послушные епископы, которым приказано возвещать это по всему свету, есть послушный церковный аппарат и есть открытое гонение на церковь. И пока оно есть, вся юбилейная шумиха оказывается ложью и лицемерием. Ибо свобода совести — это не одна из второстепенных проблем.  Она есть мерило всего прочего. Она есть, в конце концов, основа всякой другой свободы. Нет свободы веры — нет и не может быть свободы вообще. 

Верующие люди в нашей стране лишены возможности открыто защищать свои права. Им некуда обратиться, за них некому заступиться. Когда совсем недавно монахи Почаевской лавры после нескольких лет неописуемых безобразий, чинимых местной властью (летом 1963 и осенью 1964 года сотрудники местных органов МВД и КГБ устроили погром в Свято-Успенской Почаевской лавре (Тернопольская область бывшей Украинской ССР), приехали в Москву, в Патриархию, им сказано было, что ничего сделать для них нельзя. Власти удалось, повторяю, создать внутри Церкви вполне послушный себе аппарат и тем самым сделать борьбу почти невозможной. Но вот вспоминаются слова псалма: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия»(Пс. 145:3). 

В темноте бесправия один за другим зажигаются огни мужества и свидетельства. И когда-нибудь через много лет воспоминание о нашем времени будет воспоминанием о другом юбилее — о юбилее победы веры над всеми силами зла. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic