fatheralexander

Categories:

ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ: НЕ УБЕДИТЬ И НЕВЕРУЮЩИХ

Нужно ли бороться с религией? На этот вопрос существует официальный ответ: «Да, нужно!» Казенная пропаганда на все лады и уже долгие годы повторяет:«Терпимость в отношении религии означает предательство коммунизма. Сосуществование коммунизма и религии невозможно».

На то, что ответ перестал удовлетворять людей, красноречиво указывает статья Величко в 15-м номере «Партийной жизни» (Величко Г. Против примиренчества // Партийная жизнь. 1963. №15. С. 63-64). Статья озаглавлена «Против примиренчества». Здесь, в частности, сообщается, что во время какого-то антирелигиозного диспута один из присутствующих высказал недовольство антирелигиозной пропагандой, заметив, что верующие ничего плохого не делают. Эту точку зрения поддержали и другие участники диспута, высказавшие мнение, что коммунизм и религия могут сосуществовать. 

Автор статьи возмущен таким «примиренчеством». Но сама возможность подобного мнения показывает, что антирелигиозная пропаганда перестала убеждать. И перестала убеждать потому, что находится в открытом противоречии с действительностью, с правдой жизни.  К каждой идеологии, к каждой теории можно и нужно прилагать слова Евангелия: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). Многое из того, что утверждает антирелигиозная пропаганда, связано с совершенно другой эпохой. Сто лет назад, может быть, и допустимо было думать, что религия связана с определенными формами экономической и социальной жизни. Могло казаться (только тем, впрочем, кому не хотелось вникать в самую суть вопроса), что в историческом плане религия связана с реакционными и антинаучными силами. В ту пору ошибки и грехи верующих еще можно было, пусть с натяжкой, приписать самой сущности религии. 

Но теперь и это невозможно. Если основной принцип науки — проверка теории фактами, то факты опровергли ту часть коммунистической идеологии, которая выводила религию сплошь из социально-экономических факторов. Ибо разрушение определенных социально-экономических условий не повлекло за собой автоматического отмирания религии, и даже наоборот: религия во многом очистилась от того, что наросло на ней за многие века привилегированного ее существования.  И если бы не нынешнее государственно-полицейское давление, если бы не официальное преследование религии, она была бы огромной силой. Все это ясно, и никакая казуистика здесь ничего не изменит. И это значит, что единственно достойным человека решением вопроса может быть только полная и безоговорочная свобода религии. 

И религия, и атеизм прошли через период внешнего торжества. Долгие века религия преследовала и гнала инакомыслящих, но это гонение не искоренило атеизм. Потом наступил черед атеизма — он стал преследовать религию, но также не смог добиться победы. И потому единственное решение вопроса  — в свободе. Сейчас силы слишком неравны: за атеизмом стоит вся мощь государственного аппарата, школы, печати, за религией — ничего, кроме урезанной и ощипанной «свободы культа». Но так долго продолжаться не может: нельзя говорить о правде и свободе, а на деле отрицать их. Мы и сейчас слышим голоса возмущения, и их будет все больше. Никакое принуждение в истории никогда не побеждало и не победит. И та история, от имени которой претендует говорить Величко, уже высказалась против него. Поэтому в положении реакционеров и закоснелых догматиков оказываются он и ему подобные, а вовсе не верующие, которые живут по заповеди, данной две тысячи лет назад: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5:21).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic