fatheralexander

Categories:

ГОНЕНИЯ НА ВЕРУ: НЕДОСТОЙНЫЙ ИНФАНТИЛИЗМ

Нам  все время твердят о «ненаучности», «бессмысленности», «темноте» и «реакционности» религии. И вся антирелигиозная пропаганда служит, в сущности, лучшей иллюстрацией того, что один русский мыслитель назвал «спекуляцией на понижение». В любом явлении можно найти и выделить недостатки и исходя из них объяснить все явление.  Вот такое объяснение и будет «спекуляцией на понижение». Можно вывести любовь целиком из полового инстинкта, но это будет грубой карикатурой на любовь. Можно и религию вывести целиком из обмана и эксплуатации, но это будет не только грубой, но и беспредельно глупой карикатурой на религию. Многие, возможно, и не догадываются, на каком бесконечно низком уровне ведется сейчас война с религией. 

Недавно мэр Флоренции Ла Пира (Ла Пира, Джорджо (1904-1977) — итальянский политический деятель, мэр города Флоренции в 1950-1956 и 1960-1964 годах. В настоящее время католическая церковь готовит его беатификацию (причисление к лику блаженных), известный во всем мире своими смелыми и демократическими реформами, в письме к Хрущеву назвал казенный атеизм, то есть преподносимый как официальная идеология, — «инфантилизмом». И действительно, нужно либо быть слепым, либо же считать всех людей недоумками, не способными понять, что все «научные» аргументы против религии не имеют никакого отношения к ее сути. Потому-то и подменяется религия нелепой карикатурой, что с подлинной ее сутью ничего поделать нельзя.  

Ведь не слепым же недоумком был Пастернак, у которого в романе «Доктор Живаго» есть такие строки: «Вы не понимаете, что... можно не знать, есть ли Бог и для чего Он, и в то же время  знать, что человек живет не в природе, а в истории и что в нынешнем понимании она основана Христом, что Евангелие есть ее обоснование» (Пастернак Б. Л. Доктор Живаго. Кн. 1. Ч. 1// Собр. соч. в 5 т. Т 3. М.: Художественная литература, 1990. С. 14).    

Ведь не были жертвами темноты и эксплуатации или врагами просвещения и эксплуататорами ни Толстой, ни Достоевский, ни Гоголь, постоянно сжигаемые изнутри вопросами о Боге, о последней глубине и конечном смысле жизни. Не пора ли понять, что та «наука», на которую все время развязно ссылается казенная антирелигиозная пропаганда, есть только часть науки как всеобъемлющего, бесконечного процесса познания и что в процессе этом участвует не только ум, но и все существо человека. 

«Он имел одно виденье, непостижимое уму...» (из стихотворения А.С. Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...» (1829). И вот это видение, этот прорыв ввысь, эта способность всматриваться, вдумываться, вживаться в то, что за пределами повседневного опыта, есть судьба и призвание подлинного человека. И только на этом высоком уровне можно и должно говорить о религии, иначе разговор о ней беспредметен и бессмыслен.

В самый торжественный момент главного христианского богослужения, Божественной литургии, священник обращается к молящимся с призывом: «Горе имеим сердца», что значит «Устремим наши сердца ввысь». Какие удивительные и глубокие слова! Да, горе, ввысь, а не как при «спекуляции на понижение», не как в окарикатуренном образе. Нет, не случайно не только Евангелие, но и такую книгу, как «Доктор Живаго», приходится прятать от людей, иначе они, увидев, на каком уровне говорят с ними о религии, возмутятся и оскорбятся. Антирелигиозная пропаганда — оскорбление не религии, а тех, к кому пропаганда эта обращена.  Это и в самом деле инфантилизм, недостойный ни той науки, от имени которой пытаются говорить пропагандисты безбожия, ни всей истории человеческих исканий. Грубая примитивность и пошлость этой пропаганды отравляют наше время, нашу культуру. И защищать от нее нужно не религию, но сердца и умы всех людей.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic