fatheralexander

Category:

ГИМН ЖЕНЩИНЕ. ПРЕЗРЕНИЕ И НИЗВЕДЕНИЕ?

Я хочу сегодня сказать несколько слов о том, как относится христианство к женщине - главным образом потому, что на эту тему недавно было написано нечто, требующее разъяснения. В вышедшей некоторое время назад антирелигиозной брошюре мне довелось прочесть, что "христианство смотрело на женщину как на низшее существо, принижало ее человеческое достоинство, способствовало утверждению презрительного отношения к женщине".

Ответить на это обвинение особенно уместно сейчас, в конце августа, когда Православная Церковь празднует один из самых любимых своих праздников - Успение Божией Матери. Праздник этот издревле был так популярен, что с самого начала христианства на Руси стал подлинно национальным праздником, а Успенский собор в Москве сделался с течением времени главным храмом всей страны.

Праздник Успения - это воспоминание смерти Марии, Матери Иисуса Христа. Это один из так называемых "Богородичных" праздников, в которых вспоминаются отдельные события Ее жизни.

И, конечно, именно в образе Божией Матери, в особой любви к Ней и особом Ее почитании следует искать ключ не столько к пониманию, сколько к целостному восприятию женщины христианством.

Нужно помнить, что к моменту возникновения христианства женщина повсеместно воспринималась как существо низшее сравнительно с мужчиной и ему подчиненное. Идея женского равноправия имеет сравнительно недавнее происхождение и, распространение она, к слову сказать, получила там, где прочно утвердилось христианство, и нигде больше. Но христианство начало не с прав. О правах, равноправии и тому подобных вещах речи в первохристианскую эпоху вообще не было, и навязывать ей эту тему так же несуразно, как спрашивать, почему не было тогда самолетов. Христианство начало с того, что увидело женщину во всей цельности и неповторимости человеческой личности. "Во Христе, - говорил апостол Павел, - ничего не значит ни мужеский пол, ни женский" (ср. : Гал. 3:28, 6:15).

Сказать это в то время было совершенно неслыханным, поистине революционным новшеством. Но христианство произнесло это как самую простую и самоочевидную истину. Конечно, это признание за женщиной всей полноты человечности - корень и основа медленного прорастания тех идей и представлений, которые позволили ей занять нынешнее место в обществе.

А установив почитание Богоматери, Церковь шагнула еще дальше, ибо тем самым указала в женщине, в ее духовной и нравственной красоте, в ее любви, преданности и терпении вершину человеческого совершенства, величайшее выражение человечности. "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим" ( Утреня. Песнь Пресвятой Богородицы, припев) - этими словами прославляет Церковь Божию Матерь как безмерно высшую ангелов и превосходящую чистотой все, что можно вообразить.

Так вот, можно ли еще говорить о христианском "презрении" к женщине, о "низведении" ее христианством в категорию "низших существ"? Вглядитесь в изображение Девы Марии на иконах, в эту поразительную духовную красоту образа Матери с Младенцем, где все человеческое, оставаясь человеческим, вознесено на такую высоту, сияет таким светом, излучает такую всепобеждающую любовь! "Радуйся, Еюже радость воссияет! - восклицает Церковь. - Радуйся, радости Приятелище!"(ср.: "Радуйся, Премудрости Божия Приятелище…" (Акафист Пресвятой Богородице. Икос 9). 

Да, по сравнению с этим восприятием женщины, раскрывающим ее чудесную, мистическую силу в мире, ее великое призвание быть источником радости и любви, все другое, что можно сказать о женских "правах" и тому подобное - плоско, мелко и серо.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic