fatheralexander

Categories:

КОРЕННАЯ МУТАЦИЯ

Вряд ли можно сомневаться, что если человечеству суждено дальнейшее развитие, то наш ХХ век останется в человеческой памяти как эпоха грандиозной мутации, некой радикальной перемены. И было бы крайне неверно думать, как думают многие, что мутация эта связана преимущественно, если не исключительно, с наукой, то есть теми открытиями и достижениями, которые привели будто бы к радикально новому взгляду человека на самого себя, на мир, историю и так далее.

Спору нет, наука сыграла в этих переменах огромную роль, во многом изменив условия жизни и, следовательно, повлияв на психологию и самосознание человека. И однако видеть только в ней причину того колоссального кризиса, которым отмечена наша эпоха, вряд ли правильно. Скорее наоборот: те процессы, те идеи и страсти, что определяют собой наше время, очень часто противоположны науке, никак не вытекают из ее открытий, никоим образом не соответствуют ее методам. Из какой науки, например, можно вывести идею равенства всех людей - из химии, физики, биологии, генетики? Уж если на то пошло, все эти науки поддержали бы скорее противоположную идею - идею радикального неравенства всего существующего. А между тем миллионы людей добиваются всеми возможными способами осуществления именно равенства, хотя и не могут определить, в чем, собственно, оно заключается и каким образом осуществится на земле. С другой стороны, чем больше естественные науки открывают основоположную зависимость всех от всех и всего от всего на земле, тем сильнее мечтает человек о свободе и освобождении, хотя содержание и этой мечты остается невыясненным. Следовательно, та мутация, та коренная перемена, о которой мы говорим и которой, вне всякого сомнения, отмечен наш ХХ век, несводима только к науке, и причины, как и содержание ее, нужно искать гораздо глубже.

Что же случилось, что привело к тому, что мир как бы сорвался с цепи и все в нем стало смутным и проблематичным, чреватым стихийными конфликтами, страстными спорами и разделениями, а человек утратил ощущение ясности и устойчивости? Ясно, что дело тут не в одной науке, а в чем-то гораздо более глубоком - в обвале и распаде того, что можно назвать мироощущением. Всегда, во все эпохи людей объединяли не столько ясно изложенные идеи, сколько общее мироощущение, некое глубинное восприятие самой жизни - восприятие, которое далеко не каждый мог выразить и сформулировать. В одну и ту же эпоху на земле могло существовать, и на деле существовало, множество таких мироощущений. 

Еще совсем недавно западному человеку трудно было понять мироощущение восточное - китайское, японское, индусское. Ученые, историки, этнографы стараются проникнуть в тайны исчезнувших миров и исчезнувших мироощущений - доколумбовой Америки, примитивной Африки и так далее. И, наконец, внутри каждого из таких мироощущений, вернее, на их поверхности могли быть разногласия и споры. Так, "христианский мир", то есть мир, принявший христианскую веру и положивший ее в основу своей цивилизации, разделялся на католичество, православие, протестантство, но все же в нем сохранялось некое единство глубинного восприятия жизни. И вот современная мутация вызвана, вне всякого сомнения, кризисом и распадом прежнего мироощущения, попытками его пересмотреть и переоценить. Говоря попросту, человек не знает, для чего он живет, с одной стороны, и как ему жить - с другой. Именно на эти два основных вопроса и отвечало, сознательно или бессознательно, всякое мироощущение. 

Напряженность конфликта, предельная страстность споров, ожесточенность, с которою человек отстаивает свои идеи, - все это показывает, что бывшее некогда ясным и самоочевидным перестало быть таковым, более того - что люди просто перестали понимать друг друга. В условиях этого распада требуется прежде всего уразуметь, о чем, собственно, идет речь. Нужен не поверхностно-упрощенный спор, а углубление в суть. Да, я чего-то не принимаю, но почему? Да, я что-то утверждаю, но почему? Вряд ли пушки и атомные бомбы могут быть здесь ответом. Если что-то в прошлом было ложным и неприемлемым и следует выработать новое, общее мироощущение, то на какой основе? Ибо ничего так не жаждет наша эпоха, как возвращения к основным вопросам, заглушенным грохотом страшных катастроф, неслыханной жестокостью, каким-то всемирным озлоблением.

Именно об этом, о возможности или невозможности целостного мироощущения мы и хотим поговорить в следующих беседах. Ибо нужно поставить и перед своей совестью, и перед совестью слушателя главный вопрос: сохраняет ли еще какой-нибудь смысл слово "жизнь" не в плане только биологическом, не в плане борьбы за существование, экономические привилегии и тому подобное, а как обозначение целостного явления, в котором обретает глубинную опору человек. Было время, когда слово "жизнь" все это и означало - и физическое существование, с одной стороны, и смысл, и цель, и, наконец, метод жизни, систему ценностей, которой жили и в которую верили люди - с другой. Но это целостное восприятие жизни распалось. Для одних она осталась лишь биологическим существованием, для других - только идеологией. И вот попытаться собрать воедино разрозненные куски былой целостности - задача следующих бесед.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic