fatheralexander

Categories:

БИБЛИЯ. ФИЗИЧЕСКАЯ АКСИОМА?

"В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1:1). Этим простым и торжественным утверждением открывается первая книга Библии - Бытие. И против этого утверждения издавна выступала антирелигиозная мысль, пытаясь научно опровергнуть веру в Бога-Творца. Антирелигиозная пропаганда особенно старается показать несостоятельность тех мест книги Бытия, где говорится о творении мира в шесть дней. 

Но убедительна ли такая критика? Она была бы убедительна, если бы утверждение это предлагалось в Библии как научное - как биологическая или физическая аксиома, если бы описание шести дней творения было бы научным анализом процесса творения. Но эти антирелигиозные критики, как правило, ничего не знают о возникновении Библии, а главное - о библейском методе повествования. А между тем всякий научный подход требует от нас, прежде всего, понять, с какой точки зрения, в каком измерении написан текст, который мы обсуждаем или опровергаем.

Утверждение Библии религиозное. Это значит, что оно не сообщает нам, как именно произошло творение и что в плане физическом означает слово СОТВОРИЛ. Оно говорит только одно: мир произошел от Бога и в своем бытии зависит от Бога, а не от самого себя. Но это религиозное утверждение не может быть ни научно доказано, ни научно опровергнуто, ибо оно по природе своей вне сферы науки, изучающей то, что есть. Музыковед может проанализировать симфонию Бетховена, но он будет смешон, если попытается "научно" показать, как эта симфония зародилась и зазвучала в глубинах творческого духа. 

Тайна начала недосягаема для науки, закон и сфера которой - эмпирический мир. Можно не верить в Бога-Творца, и тогда придется поверить в самозарождение или безначальность мира. Но это тоже будет вера, а не наука, не научное знание. 

Конечно, рассказ о шести днях творения "ненаучен". Чтобы понять его символическое значение, нужно знать, что древние народы придавали цифрам особый смысл. Число "семь" имело значение полноты, завершенности. И когда Библия говорит, что Бог создал мир в шесть дней, а на седьмой "почил от всех дел Своих", она на религиозном языке, в религиозных символах своего времени говорит, что этот сотворенный мир, эта жизнь, это бытие хороши, закончены, совершенны, благи. "И увидел Бог, что это хорошо" (Быт. 1:10, 12, 18, 21, 25).

Начало Библии - не физическая аксиома, а радостное и трепетное утверждение изначального добра, мудрости и глубины мира, радость о жизни в нем как о даре Бога. Да, это "детский" язык. Но как иначе выразить то, что мы с такой силой переживаем на заре нашей жизни - в детстве как благость, радость, богатство жизни? 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic