fatheralexander

Categories:

НАРАСТАЮЩЕЕ ОЖИДАНИЕ. ПРИБЛИЖЕНИЕ БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ

Приближение Рождества Христова заставляет вспомнить главное утверждение христианства  о том, что в Человеке Иисусе к нам пришел Бог. Пришествие Бога в образе человека, рождение  на земле Младенца Иисуса, радостная встреча и узнавание Его миром — все это от начала составляет сущность христианской веры и проповеди.  «Христос рождается — славьте! Христос с небес — встречайте!  Христос на земле — возноситесь!» Эти слова рождественского песнопения  выражают то же, что ежедневно повторяют христиане  в своем Символе веры,  исповедуя Христа как «Сына Божия Единородного... нас ради человек и нашего ради спасения  сшедшаго с небес, и воплотившагося... и вочеловечшася».

И это же утверждение  от начала и до наших дней  составляет главный предмет нареканий против христианства, которое объявляется древним мифом, неприемлемым для современного человека. Ему, этому современному человеку, со школьной скамьи внушают, что и на небе-то  никакого Бога нет, что Он выдуман  людьми как объяснение  всего, не объясненного пока наукой. А христианство призывает  его поверить в Бога, сошедшего  с неба, родившегося как Младенец, «включившегося», так сказать, в человеческую жизнь  и земную историю!

И вот этот уверенный в себе, в своем разуме, научившийся  летать в космос современный человек говорит: «Детская сказка, суеверие, обман!» И одни эту «сказку» продолжают по привычке  считать красивой и даже нужной для детей,  для праздничного настроения, другие же отбрасывают  ее целиком,  как мешающую человеку всерьез заняться устройством  своего земного счастья. 

И что же можем мы, христиане,  противопоставить этому отвержению  Рождества, а вместе с ним и веры?  Спорить, доказывать? Но спорить можно  только тогда,  когда у спорящих  есть хотя бы общий язык, какая-то общая почва, когда спор идет в тех же понятиях, в той же перспективе. Но как объяснить, что такое музыка глухому от рождения? 

Поэтому признаем сразу: бессмысленно доказывать Рождество, то есть пришествие в мир Самого Бога,  тому, кто раз и навсегда решил, что все в мире подчинено лишь таблице умножения. Ибо ему для начала необходимо уразуметь, что всегда  существовала, как существует и сейчас, другая перспектива, другое восприятие, или, попросту говоря, другой опыт мира, человека и жизни — опыт, не сводимый к той самой науке, посредством которой  пытаются в наши дни разрешить все проблемы бытия. Уразуметь же это нетрудно, лишь бы наш современный человек был честен сам с собою  и умел думать. Ибо никакая идеология, претендующая быть «научной», ни одного из коренных вопросов жизни так и не решила. 

С полной готовностью признаем, что наука — разумеется, наука настоящая — достигла невероятных успехов не только в космической, но и в любой области. Внешний, физический человек живет лучше, передвигается быстрее, излечивается надежнее, чем прежде.  Но когда от вопроса КАК? — как технически разрешить ту или иную  проблему, как улучшить материальное  благосостояние человека — мы переходим к вопросу ЧТО? — что есть сама жизнь, что есть добро, истина и красота, для чего дано нам  сознание или, тем более, в чем смысл жизни — вся наша наука оказывается бессильна. 

Перед лицом жизни и смерти, любви и страдания, перед лицом всего  подлинного и насущного науке, оказывается, нечего сказать. Или, вернее,  ей остается повторять то, что было сказано тысячи лет назад и к чему на этом уровне  прибавить ничего нельзя: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем» (Ис. 22:13).

И внезапно вся окружающая жизнь  с ее заботами, борьбой и суетой, с ее газетами и радио предстает нашему взору как непрестанная и, увы, тщетная попытка заглушить единственно важный вопрос, что обращен к сердцу и душе каждого человека: «Для чего ты живешь? Неужели и правда лишь затем, чтобы пить, есть и завтра умереть?» И пережив всю безысходность этой возни, всю безнадежность  этой попытки, он, человек, обретет, быть может, другую перспективу — ту, в которой только и можно уразуметь, ЧТО готовимся мы праздновать в Рождество Христово. 

И именно в возвращении ума, души и сердца к вопросу вопросов: в чем смысл нашей неповторимой жизни? — заключается  и смысл того приготовления к Рождеству, что издревле называлось в Церкви Рождественским постом. Не воздержание наше от еды, не внешнее наше  нужно Богу, а то, чтобы в душе у нас началось Рождество через приближение к нам богочеловеческой жизни. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic